СКАЗОЧКА 2010          


Категории раздела

Изобразительное искусство и Архитектура [4]
Театр [0]
Кино [3]
Музыка [8]
Цирк [0]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусство и Культура » Музыка[ Добавить статью ]

ДЕНЬ БАЛАЛАЙКИ

С 2008 года  23 июня отмечается международный день балалайки. Дата выбрана неспроста:  именно 23 июня 1688 года в  историческом документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ» было первое упоминание о балалайке.  И, видимо, так было суждено, что 23 июня 1883 года Василий Васильевич Андреев – «дедушка балалайки», создатель первого оркестра русских народных инструментов – впервые услышал игру на балалайке. 
«…Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего деревянного дома и наслаждался тишиной деревенского вечера… Совершенно неожиданно я услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки… Игрок наигрывал плясовую песню вначале довольно медленным темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче, мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске… Я сорвался с места и побежал к флигелю, откуда неслись звуки; передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл… на балалайке! Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры на балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков!.. Присмотревшись внимательно, как играл Антип, я попросил его тут же показать некоторые приемы игры». И далее: « Я помню, что тогда же как каленым железом, выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства! Не знаю, что сильнее руководило мной – инстинкт или национальное чувство. Я думаю, что и то и другое, а соединение их дало мне ту силу, которая не знает на своем пути преград и не останавливается ни перед какими жертвами в своем стремлении довести дело до конца…» (Андреев В.В. «Как мне пришла мысль заняться  усовершенствованием балалайки»).
Всего несколько дней понадобилось В.В. Андрееву для того, чтобы не только скопировать игру Антипа, но и превзойти его. Последовавшее затем знакомство с известным исполнителем на балалайке А.С. Паскиным окончательно привело к решению овладеть этим инструментом. По примеру Паскина, Андреев заказал себе инструмент у местного столяра – лучшего мастера по изготовлению балалаек. У А.С. Паскина Андреев научился многим новым исполнительским приемам и с успехом выступал на любительских вечерах.
Подробно о творческом пути великого патриота России В.В. Андрееве вы можете прочитать в моей статье «Возвращение балалайки». В праздник музыкантов-народников хочется отдать дань уважения музыкантам, посвятившим свою жизнь и творчество балалайке, сделали её национальным символом России и самым узнаваемым русским народным инструментом.  Благодаря их любви к народному инструменту, творческому поиску, балалайка стала равноправным концертным инструментом. Часто, несмотря на непонимание окружающих, усмешки «серьёзных» музыкантов, балалаечники с энтузиазмом продвигали свой инструмент к всемирному признанию.  
И в России звучит балалайка. Историю балалайки можно разделить на три периода: 
•    доандреевский, когда балалайку можно было купить в любой столярной лавке, и звучала она в народной среде да у чудаков-господ типа дядюшки Наташи Ростовой;
•    андреевский – продвижение балалайки на концертную сцену, всемирное признание;
•    постандреевский – современный этап, на котором совершенствование игры на инструменте достигло головокружительных высот и виртуозности.
Это был последний инструмент, последнего русского человека, инструмент до того первоначальный, что он не только не «ожидал» от играющего слуха или уменья, но не ставит требованием даже присутствие у него всех пальцев… «Трынь-брынь» — выходило, когда играющий просто «всей пятерней» махал по трем коротеньким струнам, издававшим коротенький звук, сейчас же умолкавший. И им не наслаждались, а около него смеялись, гоготали. Он всегда был пьяный, этот инструмент, — и в противоположность достопочтенной гармонии, которая ходила в смазных сапогах, балалайка ходила просто босиком или в опорках, совершенно невообразимых. На такой-то балалайке играл свою «барыню-барыню» пьяный мастеровой, завалившийся в канаву. (Розанов В.В. статья «Великорусский оркестр В. В. Андреева» 1913г.)
Кому же обязана балалайка популярностью и своим выходом на концертные площадки? 
Почётное первое место в ряду музыкантов-подвижников по праву принадлежит  

Василию  Васильевичу Андрееву (1861 – 1918) г. Бежецк, Тверская губ.

 

Он был не только  виртуозным исполнителем, но и первым композитором, писавшим и делавшим обработки народных мелодий для балалайки. Общественный деятель, педагог, дирижер. Но главная его заслуга перед национальной русской культурой –  создание первого Великорусского оркестра. 

Зарубин Александр Николаевич (даты рождения и смерти неизвестны)

А. Зарубин считается одним из первых  учеников Андреева. Скорее, последователь, считающий себя учеником Андреева, как и многие балалаечники-любители, отдавая дань уважения великому культурному подвигу патриота-музыканта. Самодеятельный исполнитель-виртуоз, отдававший свой досуг совершенствованию игры на балалайке. Помимо исполнительства занимался  популяризацией балалайки.  Им было создано около двух десятков самодеятельных оркестров русских народных инструментов. После революции эмигрировал в Америку.

 
Борис Сергеевич Трояновский (1883-1951) с. Ругодево, Новоржевский уезд Псковская губ.

Этикетка пластинки — это мини-плеер, можете его самостоятельно включить для прослушивания, кликнув по ►. 

Балалаечник-виртуоз-самоучка, солист его императорского величества. Известен как автор обработок народных мелодий. Солист Его императорского Величества. Артист Великорусского оркестра  В.В. Андреева. Выступал как в составе оркестра, так и в сольных концертах. Инициатор, организатор и первый руководитель Московского Великорусского оркестра. От этого оркестра ведет свою историю Государственный академический русский народный оркестр имени Н. Осипова.

Доброхотов Александр Дмитриевич (1885-1938) Москва 

Балалаечник-виртуоз, популяризатор народных инструментов, автор обработок народных мелодий, переложений классических произведений. После Октябрьской революции  Доброхотов жил и концертировал за границей.


Успенский (Ольховников) Николай Тимофеевич (1890-1942) Курск

Балалаечник, автор обработок народных мелодий и переложений для балалайки и фортепиано.
Самоучка, Участник Великорусского оркестра В. Андреева, Солист Ленгосэстрады, член союза композиторов. Погиб в осажденном Ленинграде вместе с концертной бригадой при переправе через Неву.


Плансон Кирилл Львович (1893-1976) Варшава


Балалаечник академического направления, автор переложений классических произведений и собственных сочинений для балалайки. Солист Мосэстрады.

Большой Сергей Дмитриевич (1897-1975)

Балалаечник, популяризатор народных инструментов, автор обработок народных песен. Член жюри для всех любительских конкурсов народных инструментов имени В.В. Андреева в Москве 1961, 1964, 1968, 1971гг. Известен как разработчик и создатель балалаек различного размера, выступлением на них.

Воинов Леонид Иванович (1898-1967) г. Темников, Мордовия

Исполнитель-балалаечник, композитор, дирижёр, педагог, народный артист Мордовской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Александр Сергеевич Илюхин (1900-1972) Москва

Исполнитель-балалаечник, педагог (доцент), методист, композитор, автор обработок и переложений для балалайки. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Автор двухчастной «Школы для балалайки», «Курса обучения игры на балалайке студентов-заочников музыкальных училищ». В 1948г. основал первую в стране кафедру народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, которую возглавлял до 1963г. 

Осипов Николай Петрович (1901—1945) Санкт-Петербург

Исполнитель-балалаечник, солист Московской филармонии, педагог, дирижёр. Заслуженный артист РСФСР. Художественный руководитель и дирижёр Государственного оркестра народных инструментов. В 1946 оркестру было присвоено его имя.

Таракус  Михаил Андреевич (1903-1982) г. Нарва

Американский виртуоз-балалаечник, педагог, аранжировщик. 
Первую половину жизни прожил в Нарве, в конце Второй Мировой войны перед приходом советских войск эмигрировал и в 1948 осел в США.

Нагорный Владимир Викторович (1908-1982) Таганрог

Исполнитель-балалаечник. Окончил 1-й музыкальный техникум при Московской консерватории. Работал в различных концертных организациях Москвы.
 

Авксентьев Евгений Григорьевич (1910-1988) Красноярск

Выдающийся балалаечник-виртуоз, дирижёр, композитор, автор переложений для балалайки. Заслуженный артист РСФСР. Окончил музыкальное училище им. Гнесиных. Дирижёр и композитор Ансамбля народного танца СССР под руководством И. А. Моисеева. Солист Москонцерта.
 

Хаврошин Николай Гурьевич (1915-1973). Исполнитель-балалаечник. Окончил отделение народных инструментов при Киевской консерватории. Артист Государственного русского народного оркестра им. Н.П. Осипова.

Феоктистов Борис Степанович (1911-1990) Красноярск

Виртуоз-балалаечник, автор обработок и переложений произведений для балалайки с фортепиано. Заслуженный артист РСФСР. Солист Ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова (балалайка). 

Лукавихин Николай Иванович

Виртуоз-балалаечник, автор множества переложений и обработок для балалайки и составитель нотных сборников. Автор «Самоучителя игры на балалайке по нотной и цифровой системам».

Павел Иванович Нечепоренко (1916-2009г), Черкасская обл., Украина

Виртуоз-балалаечник, композитор, дирижёр, педагог. Народный артист СССР. Один из основоположников современной школы игры на балалайке. Автор «Школы игры на балалайке» (в соавторстве с Н. Мельниковым). Солист Ленконцерта.  Солист  Госконцерта. Художественный руководитель и главный дирижёр Оркестра народных инструментов Ленинградского радиокомитета. Художественный  руководитель Оркестра им. В. В. Андреева. Зам. художественного руководителя оркестра им. Н. П. Осипова. Лауреат Сталинской премии III степени. Ученики: Данилов А., Зажигин В., Ельчик В., Марчаковский А., Болдырев В., Гребенников В., Горбачев А. и др. 
«Павел Нечепоренко является замечательным музыкантом, блистательным виртуозом в игре на балалайке, чудесном инструменте, пропаганде которого он служит с таким рвением и с такой же великой верой, как это делали его предшественники, В. В. Андреев, Б. С. Трояновский, и Н. П. Осипов. Безупречный художественный вкус, глубокая принципиальность в отборе репертуара, настоящий артистический темперамент ставят его в первый ряд прославленных советских исполнителей — инструменталистов». (Народный артист СССР Давид Ойстрах).

Рожков Михаил Федотович (1918), Нижегородская обл.

Виртуоз-балалаечник педагог. Народный артист РФ. 
Солист, затем дирижёр  в балалаечном красноармейском оркестре Центрального  Дома Красной армии. В 1941-1945гг. ушёл на фронт в составе оркестра, войну закончил Кенигсберге. Концертировал как сольно, так и в ансамбле с различными исполнителями. Принимал участие в записи музыки к кинофильмам, среди которых: Василий Андреев», «Война и мир», «А зори здесь тихие…», «Простая история» и др. 

Вязьмин Николай Николаевич (1919—1968) Сормово (Нижний Новгород)

Виртуоз-балалаечник, не имевший профессионального образования, композитор, аранжировщик. Во время службы на флоте включён в струнную группу ансамбля Краснознамённого Балтийского флота, как исполнитель на домре и мандолине. С 1941г. начал играть на балалайке. Солист Оркестра русских народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения.

Шалов Александр Борисович (1927-2001) Вологодская обл.

Исполнитель-балалаечник, педагог, композитор, методист – создатель Ленинградской/Петербургской высшей профессиональной школы исполнительского мастерства на балалайке. Ученик П. Нечепоренко, А. Илюхина, М. Рожкова. Работа в Ленинградской консерватории им. им. Н. А. Римского-Корсакова на отделении народных инструментов (преподаватель, доцент, профессор, руководитель кафедры струнных народных инструментов). Ученики: профессора Г. Андрюшенков, А. Денисенко, А. Мостыканов, М. Сенчуров; балалаечники О. Гитлин, М. Данилов, В. Конов и др.

Блинов Евгений Григорьевич (1925) Свердловск

Исполнитель-балалаечник, дирижер, педагог, основатель балалаечной школы на Урале. Заслуженный артист Украинской ССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РСФСР. Окончил Киевскую консерваторию (официальное название – Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского). Солист Киевской филармонии. Преподаватель Киевской консерватории. Уральская государственная консерватория – преподаватель, ректор, заведующий кафедрой народных инструментов. Художественный руководитель и дирижёр ОРНИ Свердловской филармонии. Ученики: В. Аверин, Е. Быков, В. Шеболкин и др. – всего свыше 70, в том числе 20 домристов. В 2006 переехал в Киев, где проживает в настоящее время.

Прошко Николай Викентьевич (1931-1989) д. Хвосты, Богинский уезд, Виленское воеводство 

Советский, русский, белорусский балалаечник-виртуоз, композитор, дирижер, педагог, композитор, автор переложений для балалайки. Ученик А. Илюхина, Ю. Шишакова. Участник оркестра института им. Гнесиных и других ансамблей народных инструментов. Артист  оркестр народных инструментов Мосэстрады. Преподаватель Белорусской государственной консерватории им. А. В. Луначарского. Организатор, руководитель и дирижер Оркестра русских народных инструментов дворца культуры совета профсоюзов Белоруссии. Директор минского музыкального училища им. М.И. Глинки, руководитель  ОРНИ училища. Дирижёр ОРНИ Белорусской государственной консерватории им. А. В. Луначарского. 

Тихонов Анатолий Васильевич (1932-2014) Москва

Виртуоз-балалаечник, педагог. Народный артист РСФСР. Ученик А. Илюхина. Солист Государственного академического оркестра русских народных инструментов им. Н. Осипова. Сочетал исполнительскую деятельность и преподавательскую в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.

Глухов Олег Николаевич (1941-2005)

Балалаечник-виртуоз, представитель прогрессивной школы исполнителей на балалайке, автор обработок и переложений для балалайки, педагог. Ученик А. Илюхина. Сочетал исполнительскую и педагогическую деятельности: зав. кафедрой струнных народных инструментов Московского государственного института культуры, класс балалайки в институте им. Гнесиных. Солист Москонцерта в дуэте с баянистом В. Азовым.

Шеболкин Владимир (1945) с. Лозым, Сыктывдинский р-он Коми АССР

Инструменталист-балалаечник, педагог. Заслуженный артист Коми АССР, Заслуженный артист РСФСР. Солист ансамбля народной музыки «Зарни ёль» Республики Коми, преподавал в Кемеровском государственном институте культуры; на музыкальном отделении Гимназии искусств при Главе Республики Коми. 

Зажигин Валерий Евгеньевич  (1947) Киев, Украинская ССР

Исполнитель-балалаечник, педагог, автор переложений и обработок для балалайки. Солист Москонцерта,  Народный артист РФ. Ученик П. Нечепоренко. Работал в Первом московском областном музыкальном училище г. Коломна; в музыкально-педагогическом училище им. Октябрьской революции г. Москва; в Краснодарском музыкальном училище, Краснодарском Государственном  Институте Культуры. В настоящее время  работает в им. Гнесиных на кафедре народных инструментов (профессор) и в Государственном  музыкальном колледже им. Гнесиных. 

Болдырев Владимир Борисович (1947)

Балалаечник-виртуоз, педагог. Ученик П. Нечепоренко. Солист Московской филармонии, преподаватель  РАМ им. Гнесиных.

Данилов Александр Степанович (1947) Донецкая обл., Украинская ССР

Выдающийся балалаечник-исполнитель, педагог,  композитор, общественный деятель, Народный артист РФ.Ученик класс  О. Глухова, П. Нечепоренко. Ростовская государственная консерватория (академии) им. С. В. Рахманинова: преподаватель, ректор, заведующий кафедрой народных инструментов. В настоящее время зав. кафедрой народных инструментов МГИМ им. А.Г. Шнитке, преподаватель РАМ им. Гнесиных и ДМШ им. В.В. Андреева. 

Данилов Михаил Александрович (1947-1996) г. Костополь Ровенская обл., Украинская ССР 

Балалаечник-виртуоз, педагог, Заслуженный артист РФ. Ученик А. Шалова.
Солист Ленконцерта, солист ОРНИ им. В.В. Андреева. Ленинградская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (преподаватель, зав. кафедрой народных инструментов).

Клепалов Юрий Михайлович (1947) Урал

Исполнитель-балалаечник, композитор, Заслуженный артист России. Известен как создатель своей оригинальной манеры игры на балалайке без сопровождения и преимущественно свои собственные композиции. Ученик Е. Блинова. Солист Московской областной филармонии, создатель и руководитель дуэта «Серебряные струны» совместно с сыном Евгением Клепаловым.

Шурыгин Виктор Павлович (1950) Дальний Восток

Балалаечник-виртуоз, Заслуженный артист России. Солист Государственного академического ОРНИ Новосибирского радио и телевидения. Солист Омской филармонии.        

Амиров Шаукат Сабирович (1947) г. Миасс, Татарская АССР

Балалаечник-виртуоз, педагог. Ученик Е. Блинова. Работал в Челябинском государственном институте культуры, Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского; в Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова (проректор по учебной работе, заведующий кафедрой народных инструментов). Ректор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. 

Сенчуров Михаил Ильич (1951) Республика Коми

Исполнитель-балалаечник, лауреат II Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (II премия), педагог. Заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ. Ученик А. Шалова. Работал в институте культуры им. Н.К. Крупской; музыкальном училище им. Н.А. Римского-Корсакова. С 1987 по настоящее время работает в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (профессор, зав. кафедрой струнных народных инструментов).

Конов Владимир Николаевич (1957) пос. Рудник-Джезказган, Карагандинская обл. Казахская ССР.

Исполнитель-балалаечник, педагог, композитор и автор обработок для балалайки, лауреат и член жюри многих отечественных  и международных конкурсов. Ученик Г. Андрюшенкова, А. Шалова (балалайка); Ю.А. Фалика и Г.Г. Белова (композиция, теория и полифония).
Послужной список большой, в настоящее время преподает в Санкт-Петербургском музыкальном колледже им. Н.А. Римского-Корсакова (кл. балалайки, инструментовки, ансамбля, методики, истории исполнительства) и заведующий кафедрой ансамбля, инструментовки и дирижирования оркестром народных инструментов СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова.

Сенин Игорь Илларионович (1960)  Краснодар

Исполнитель-балалаечник, педагог, Заслуженный артист РФ. Ученик П. Нечепоренко. Преподаёт в ГМУ им. Гнесиных; Государственном Специализированном Институте Искусств; ДМШ №36 им. Стасова г. Москва.  По совмещению артист Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова.

Марчаковский Александр (1961) г. Болотное, Новосибирская обл.

Балалаечник-виртуоз, композитор, Заслуженный артист России. Ученик П. Нечепоренко.
Выступает как солист, так и в составе дуэта «Другой мир» с Антоном Жуковым (балалайка-альт). Работал на радио и телевидении (музыкальный редактор телеигры «Угадай мелодию»).

Мурза Александр Анатольевич (1967) г. Балта, Одесской обл., Украинская ССР

Исполнитель-балалаечник, педагог, Заслуженный артист Украины.
Окончил Одесскую консерваторию им. А.В. Неждановой. Работал в Одесской государственной музыкальной академии им. A. B. Неждановой. С 1995 – солист Одесской областной филармонии в народно–инструментальном квартете;   работа в муниципальном инструментальном ансамбле «Театра духовой музыки им. А.Я. Салика».

Можно быть уверенными, что дело, начатое В.В. Андреевым, будет иметь продолжение в следующих поколениях балалаечников.

Архиповский Алексей Витальевич (1967) г. Туапсе, Краснодарский край.

Балалаечник-виртуоз, автор композиций, транскрипций. Ученик В. Зажигина. Работал  в Смоленском русском народном оркестре; в Государственном Академическом русском народном ансамбле «Россия» под руководством Л.Г. Зыкиной. 2002– начало сольной карьеры, сотрудничество с центром Стаса Намина. Играл на открытии Первого Кинофестиваля им. Андрея Тарковского в Иваново, открывал конкурс Евровидение 2009 года в Москве и Олимпийские игры в Ванкувере в Русском доме и т. д.
«Я не считаю себя балалаечником в общепринятом смысле… И к балалайке я отношусь не как к русскому народному инструменту, а как к инструменту, на котором можно делать все что угодно», – признается исполнитель. Его нередко сравнивают с Паганини или Хендриксом – музыкантами, которые перевернули сознание слушателей, заставив по-новому взглянуть на возможности скрипки и гитары. Архиповский создал собственный стиль игры на балалайке, совмещая аутентичные, гитарные и свои оригинальные приемы извлечения звука с революционным новшеством – «электрификацией» инструмента.

 

Кравчук Юрий Михайлович (1970) п. Архипо-Осиповка, Геленджикский район, Краснодарский край. Исполнитель-балалаечник, дирижёр, Заслуженный артист РФ. Ученик Е. Блинова. Преподаватель УГК им. М. П. Мусоргского.  Уральский государственный оркестр народных инструментов «Звёзды Урала»: артист, солист, руководитель и главный дирижёр. 

Горбачев Андрей Александрович (1979)  Воронеж

Балалаечник-виртуоз, педагог, лауреат и победитель международных конкурсов. Ученик И.В. Иншакова, П. Нечепоренко. Выступает с пианисткой Татьяной Ханиновой в ансамбле «Классик-дуэт». Работа: в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте им. С.В. Рахманинова (профессор);  с 2000г по настоящее время преподает в РАМ им. Гнесиных (доцент), заведующий кафедрой струнных народных инструментов РАМ им. Гнесиных.

Шабалин Евгений Робертович (1974) 

Балалаечник-виртуоз, победитель всероссийского и международного конкурсов, педагог. Ученик В. Болдырева. Преподаватель МГИМ им. А. Г. Шнитке. Выпустил 4 нотных сборника концертных пьес для балалайки. В качестве солиста Евгений Шабалин выступает с АОРНИ ВГТРК, НАОНИР им. Осипова, ОРНИ "МОСКВА".

Дмитрий Калинин (1978) Москва.

Балалаечник-виртуоз, лауреат всероссийских и международных конкурсов, педагог, дирижёр. Автор музыки для балалайки, домры и оркестра русских народных инструментов. 
Окончил РАМ им. Гнесиных, ассистентуру-стажировку в РАМ им. Гнесиных и в МГК им. П.И. Чайковского по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование».
Работа: солист и артист академического оркестра русских народных инструментов ВГТРК; солист Московской государственной академической филармонии. С 2013 – руководитель Шоу-Оркестра «Русский стиль». Исполнительскую и дирижёрскую деятельность сочетает с преподавательской: доцент кафедры «Концертные народные инструменты» ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова; художественный руководитель и дирижер ОРНИ ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. Принимал участие в записи музыки к кинофильмам: «Сибирский цирюльник», «Нежный возраст», «Новые бременские музыканты», «Тихий Дон», «Статский советник», «Доктор Живаго» и др. 

Павлов Денис (1984) г. Златоуст, Челябинская обл.

Балалаечник-виртуоз, лауреат всероссийских и международных  конкурсов. Ученик В. Болдырева и П. Нечепоренко. Окончил аспирантуру РАМ им. Гнесиных. Выступал как солист с различными оркестрами. В 2004 по инициативе Дениса Павлова создан инструментальный шоу-ансамбль «ПОЗИТИВ», одной из главных задач которого становится популяризация профессионального инструментального исполнительства. Известен тем, что играет на электробалалайке. 

Сандалов Андрей (1983)  Кострома

Балалаечник-виртуоз, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Так же, как Денис Павлов играет на электро-балалайке. Ученик В. Зажигина. 2004-2007 – солист АОРНИ ВГТРК. С 2006г – артист ансамбля "Белый день". 

Терещенко Валентин 

Балалаечник-виртуоз, лауреат международного и всероссийского конкурсов, педагог. Ученик А. Данилова.
Старший преподаватель кафедры народных инструментов Ростовской консерватории и ССМШ (колледжа) при консерватории. Сочетает педагогическую и активную концертную деятельность.

Беляев Николай Анатольевич (1975)  Ленинград

Исполнитель-балалаечник, лауреат межрегионального, всероссийского и международного конкурсов, педагог. Ученик В. Конова, А. Шалова,  М. Сенчурова. Работал солистом оркестра «Метелица»; в ДМШ посёлка Агалатово по классу гитары. В настоящее время преподает в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 

Донская (Карипова) Эльвира Анисовна 

Балалаечница-виртуоз,  обладательница Гран-при II Международной Олимпиады искусств, Гран-при Российского конкурса «Самоцветы России», лауреат всероссийских и международных конкурсов. Ученица класс В. Болдырева.

Синицына Антонина, Тверская обл.

Исполнительница-балалаечница, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Выпускница МГИМ им. А. Г. Шнитке.

Вот такой исторический экскурс в историю становления балалайки как равноправного концертного инструмента.
 

Но ошибочно полагать, что на балалайке играют только в России. После гастролей Великорусского оркестра В. Андреева в Европе, Англии, США и Канаде люди начинали осваивать этот экзотический для них  инструмент, создавались великорусские оркестры, которые существуют по сей день. В них занимаются по большей части не русские-эмигранты, а граждане титульной национальности. В их интерпретации русская музыка звучит по-иному, больше смахивает на кабацкую – помните Шарикова с балалайкой? – нежели на подлинную русскую народную.

Но на фестивале ассоциации «Струны Руси» мне довелось видеть выступление токийского оркестра русских народных инструментов им. Китагава. Оркестр любительский, в коллективе одни японцы, но дирижёр профессионал. Казалось бы, какая пропасть между русской и японской культурами, менталитетом, но играли музыканты по-русски! Руководил  оркестром Цутому Китагава, окончивший музыкальное училище им. Гнесиных. Сейчас дирижёром стал его сын, Сё (Шо) Китигава, окончивший Ростовскую государственную консерваторию имени С.В. Рахманинова по специальности балалайка (класс А. Данилова) и дирижёр ОРНИ.

 

Пропагандировали балалайку за рубежом и русские эмигранты, очень трепетно старающиеся сохранить свою национальную культуру. К ним можно отнести Григория Титова, уехавшего с семьёй в 1911 сначала в Харбин, затем в 1923 в США. Выступал как солист и в составе созданного им ансамбля. «Несмотря на то, что жизнь прожита в чужих краях, я всегда оставался русским, любил свой народ, свою культуру, свою Родину. Все силы я отдал балалайке».
Известен был также А.С. Полищук, выступавший под  сценическими псевдонимами Саша Ларю, Саша Полинов.

Музыкант эстрадного направления, популяризировавший русские народные  и советские песни.
 

Алекс Синявский приехал в США в 1992 из Ленинграда, где окончил консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, играл в Академическом Русском народном оркестре им. В.В. Андреева. С1995 года выступает в дуэте с Михаилом Смирновым (гармошка, гитара, гусли).
 

В западной Европе центром балалаечного исполнительства стала Франция.  Там балалайка преподаётся в русской консерватории им. С.В. Рахманинова. В настоящее время широко известен Николай Кедров, лауреат II премии Международного конкурса «Кубок Севера»  1992г. в г. Череповец.

Познакомился с балалайкой в детском летнем русском скаутском лагере. Затем три года прошёл курс обучения у М.Макаренко, год стажировался в музыкальном училище им. Гнесиных. Выступает во Франции и в других странах, как  солист  с гитарным аккомпанементом О. Пономаренко, так и со своим собственным ансамблем (состав варьируется от 3до 10 человек). Балалаечники могут быть русского происхождения или же нет, главное, что их объединяет, это любовь к самому инструменту и к русской музыке.
 

Ещё один французский балалаечник – Миша Черкасский. Родился в франко-русской семье. Обучался игре на балалайке в Русской Консерватории им. С.В. Рахманинова в Париже в классах М. Макаренко и Н. Кедрова, а затем, для усовершенствования своей игры, у Валерия Зажигина (ГМПИ им. Гнесиных) и у Александра Данилова (Ростовская государственная консерватория им. С.В.  Рахманинова). В 1992 году участвовал в I Международном конкурсе «Кубок Севера» в г. Череповце.

Выступает как солист, так и в составе, созданных им многочисленных ансамблях. Преподаёт балалайку в Париже. Для своих учеников, он перевел на французский язык описание метода обучения игре на балалайке П. Нечепоренко и сделал мультимедийное руководство, которое можно бесплатно посмотреть на его сайте.
 

Норвежско-русский балалаечник Николай Николаевич Цветнов, знаменитый нейрохирург, возглавлявший клинику.

 

Балалайкой занимался как  любитель, но достиг такого совершенства, что под впечатлением его игры некоторые скандинавские композиторы написали сочинения для балалайки. Так «Концерт для балалайки с оркестром» Э. Тубина  Цветнов неоднократно исполнял с различными симфоническими оркестрами. Награждён российским орденом Дружбы народов. Член жюри Международного конкурса «Кубок Севера».
 

В Германии имел успех Михаил Игнатьев (1910-1991). Автор «Школы художественной игры на балалайке» в 3-х частях, а также ряда композиций для балалайки и фортепиано.

 

 
 

Английский балалаечник  Бипс  Эккель пропагандировавший искусство игры на балалайке не только в Англии, но и в Канаде. Впервые услышал балалайку в 18 лет и увлёкся. Выучил русский язык, чтобы получать советы и консультации по вопросам исполнительства на балалайке от гастролирующих советских балалаечников. Создал дуэт с гитаристом Джоном Лонгдоном, много и успешно концертировавший в Англии. Дуэт выпустил 2 пластинки.

«Балалайка стала моей любовью с первого взгляда. Как никакой другой народный инструмент, она умеет хватать за сердце – грустить или смеяться, в ней душа русского человека. Такой инструмент, как балалайка, не может не нравиться».
 

Есть балалаечники в Австралии, Швейцарии, Канаде и Бельгии, в бывших Прибалтийских республиках. 
Илья Лунин известен, как единственный в Эстонии профессиональный исполнитель на балалайке.

Обучался в Москве, играл в ансамбле «Россия» под руководством Л. Зыкиной. Затем переехал в Таллин. Выступления Лунина вызывают интерес не только у русских зрителей, но и у эстонцев.

 

Балалайка получила международное признание, стала интернациональным инструментом, инструментом, способным выразить любые чувства.



Источник:
Категория: Музыка | Добавил: Skazka (22.06.2016) | Автор: Skazka E W
Просмотров: 3839 | Комментарии: 0 | Теги: русская балалайка, балалаечники, балалайка, русские народные инструменты, день балалайки | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz