В числе первых статей, опубликованных мной на «СКАЗОЧКЕ 2010» была «ВОЗВРАЩЕНИЕ БАЛАЛАЙКИ», посвящённая великому патриоту России – Василию Васильевичу Андрееву, за свою подвижническую деятельность в сфере народного исполнительского творчества, получившего титул ДЕДУШКА РУССКОЙ БАЛАЛАЙКИ. Благодаря его энтузиазму, самоотверженности, любви к русской национальной культуре и патриотизму балалайка стала концертным инструментом. В октябре 1887 года В.В. Андреевым был организован «Кружок любителей игры на балалайках». После восьми лет работы с кружком балалаечников В. Андреев задался целью ввести в состав своего ансамбля и другие русские народные инструменты. В результате введения домр и гуслей кружок любителей игры на балалайке в 1896 году был переименован в Великорусский оркестр.
И вот прозвучало ключевое слово – ДОМРА. О ней и будет мой рассказ.
Если балалайку знают все, то до сих пор огромное число русских людей не знают этого инструмента, не представляют, как выглядит домра, путают её с мандолиной. А домра старше балалайки на несколько веков.
В истории домры много неясного: то изображение инструмента, очень похожего на домру, встречается на старинных гравюрах, то следы её теряются. Не сохранилось ни одного достоверного экземпляра домры. Сами исследователи-инструментоведы считают вопрос возникновения домры на Руси наиболее запутанным и наименее исследованным. Появилась ли домра на Руси как самобытный инструмент или была заимствована у восточных народов – вопрос остаётся пока открытым. Существуют две версии происхождения домры. Первая версия – о восточном происхождении русской домры, вторая – о европейском, от лютни. Очень странно, но почему-то исследователи не допускают мысли о самобытности домры. Я усматриваю в этом попытку принизить культурное наследие России. Как известно, идеи витают в воздухе, и почему бы в таком огромном государстве, как Московия, не зародиться собственным музыкальным инструментам? Работы по изучению русских народных инструментов можно перечесть по пальцам. «Вместе с тем это явление далеко не случайное (по словам С.Я. Левина [1]), оно имеет глубокие корни в исторических условиях существования народной инструментальной музыки в России». Русская православная церковь отказалась от инструментальной музыки во время богослужения. А поскольку в средние века культурными центрами являлись монастыри, то становится понятно замалчивание в исторических документах об исконно народных инструментах. Главными носителями народного инструментального творчества являлись скоморохи, бродячие артисты. Документальные упоминания о скоморохах зачастую связаны с искоренением язычества. Отвлекали они народ от церкви. В «Повести временных лет» имеется гневное высказывание Нестора о скоморохах: «Но этими и другими способами вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, — а церкви стоят пусты; когда же приходит время молитвы, мало людей оказывается в церкви». Со своей стороны и скоморохи не скупились на небезобидные шутки в адрес церковников и бояр. Как ни пытались церковники изжить скоморохов, но искусство бродячих артистов просуществовало довольно длительное время. Документально известно, что при дворе Ивана Грозного существовала Потешная палата, состоящая из музыкантов, игравших на гуслях, гудках, домрах, ударных, которые были самыми распространёнными инструментами скоморошьих ватаг Впервые инструмент с таким названием упоминается в документах XVI столетия. Изображения музыкантов, играющих на инструментах, похожих на домру, встречаются в сохранившихся рукописях того времени. Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях. В Польше сохранилось издание Библии перевода Семёна Будного (1571 -72 гг.), в котором используется название инструмента «домра», как перевод слова «органум», то есть «инструмент». В то время домра была распространена на Литве (территория современных Литвы и Белоруссии, где официальным языком был русский-книжный), и поляками воспринималась как народный инструмент, т.е. неблагородный. Домра звучала при дворе Великих князей Радзивиллов.
В книге Адама Олеария [2]«Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» (Шлезвиг, 1647 г.) есть гравюра, с изображением скоморохов.
Далее цитата из книги К. Верткова [3] «Русские народные музыкальные инструменты»: «На переднем плане первого рисунка – четыре скомороха – четыре скомороха, два из них играют на музыкальных инструментах, а двое других пляшут. Стоящий слева музыкант держит струнный смычковый инструмент, в котором безошибочно опознается гудок. В руках второго музыканта виден лишь резонаторный корпус, вся же остальная часть инструмента, к сожалению, заслонена фигурой гудошника. Фамицын [4] определил здесь домру. Основываясь на том, что размеры корпуса чрезвычайно велики, Финдейзен [5] склонен был оспаривать вывод Фамицина и усматривал в данном инструменте некий «особый вид овальных гуслей». Но о существовании таковых на Руси нет никаких сведений. Кроме того, вывод Фамицына находит подтверждение в названиях инструментов, данных Олеарием. Один из них он именует «Geige» (скрипка), то есть гудок, а второй – «Laute» (лютня). Как известно, в те времена «скрипка» и «лютня» имели весьма расширительное понятие, и ими называли многие незнакомые народные инструменты: первым – струнные смычковые, хотя бы они ничем, кроме смычка, не напоминали скрипку, вторым – щипковые, в том числе и лютневые (танбуровидные). Если бы рассматриваемый инструмент по конструкции приближался, как полагал Финдейзен, к гуслям, то Олеарий, несомненно, назвал бы его, по аналогии с надписью, помещённой на втором рисунке, – «Psaltir» (псалтырь) или применил другое, имевшее тогда хождение слово – Haskbrett (цимбалы)». Скажу честно, что вторую картинку я не смогла найти, но попался рисунок из «Букваря» 1696 года. Букву «Пси» (псалтырь, псалмы) иллюстрировал вот такой рисунок:
Возможно, это рисунок Олеария, очень уж подходит под описание. И, как видно, есть надписи. Искусство скоморохов, как видим, процветало: их музыка звучала и при дворах государей и на народных гуляниях. И очень отвлекала людей от церкви. Что было непонраву власти, и подзуживающим ей представителям церкви. В 1648 году появился указ царя Алексея Михайловича, повелевающий в частности: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тыб те бесовские велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». И началась «культурная революция»: скоморохов гнали, инструменты их бесовские предавали огню. Впервые в истории России костру инквизиции был предан музыкальный инструмент. Домра просуществовала до конца XVII. Выйдя из употребления, оставила в истории след в виде пословиц, поговорок, сказок. С тех самых пор сохранились поговорки: «Рад скомрах о своих домрах», «Любить - игра, купить – домра», «У Ерёмы гусли, у Фомы домра». Но в XIX веке о домре совершенно все забыли. И могли не вспомнить, если бы не случай. В 1896 году (по некоторым данным в 1895) один из участников Андреевского оркестра, студент Петербургского технологического института А.С. Мартынов, будучи на практике в Котельническом уезде Вятской губернии, случайно обнаружил на чердаке дома, в котором жил, заброшенный струнный инструмент с овальным корпусом. Попытки выяснить у местных жителей его название, происхождение, назначение оказались тщетными. Эта диковинная вещь была привезена Мартыновым в Петербург. Андреев, в то время занимавшийся поиском и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментов, созвал консилиум из специалистов во главе с авторитетным исследователем русских народных инструментов Фамициным. На этом совещании в вятском инструменте и была опознана древнерусская домра. Это был 3-струнный инструмент, с полусферическим корпусом. Но, по мнению К.Верткова, это была одна из разновидностей народной балалайки, ошибочно принятой за образец древнерусской домры. В дальнейшем инструмент был усовершенствован и получил название домра. Спорить бессмысленно, потому что нет достоверных источников, подтверждающих правоту того или иного мнения. И сейчас домристы считают, что играют на домре, чудом уцелевшей во времена гонения на скоморохов, возрождённой Василием Васильевичем Андреевым и ставшей ведущим инструментом оркестров русских народных инструментов. Что же представляет из себя домра?
Домра состоит из трех частей: полусферического корпуса, грифа (шейки) и головки. Все детали инструмента, за исключением струн, механики, порожков, изготовляются из различных пород дерева. Верхняя часть инструмента – головка. На ней имеется колковая механика: валики, колки. Гриф склеивается из нескольких деталей, чтобы избежать деформации. Гриф встроен в корпус. Для большей прочности в месте соединения с корпусом, гриф имеет расширение – пятку. В месте соединения грифа с головкой приклеивается верхний порожек. Сверху на гриф наклеивается накладка, в которую вставляются поперечные металлические порожки, делящие гриф на лады. Счёт ладам, как на многих темперированных струнных инструментах, начинается от верхнего порожка. Корпус состоит из нижней сферической части – кузова и верхней – деки. Кузов склеивается из клёпок (долек). Чем больше клёпок, тем объёмнее корпус и ярче звук. Сверху кузов накрыт декой. По краю идёт кант – обечайка. Почти в центре деки вырезается резонаторное отверстие: одно большое, а вокруг него 6 маленьких. Домристы называют резонатор голосником. Каждый мастер по-своему оформляет резонаторное отверстие, но по сложившейся традиции это цветок. Дека изготовляется из мягких пород дерева, и чтобы не повредить её во время игры, имеется навесной панцирь, который изготовляется из прочных пород дерева: черное, палисандр, пальма и т.п. Внизу на кузове находятся кнопки для закрепления струн и нижний порожек, на котором струны приподнимаются над декой. В этом месте может быть подлокотник. Проследим путь установки струн. Петелькой струны надевается на кнопку, приподнимаются над декой, натягиваются вдоль грифа и закрепляются в колковых валиках. Натяжение струн производится при помощи колков. Вращая их к себе или от себя, домрист регулирует их натяжение. Между голосником и нижним порожком устанавливается подставка, являясь самой высокой точкой подъёма струн. Подставка передаёт колебания струн корпусу. Для более надёжного положения струн в подставке и верхнем порожке делаются пропилы – углубления. Подставка для струн устанавливается на расстоянии от 12-ого порожка, равного по длине расстоянию от верхнего порожка до 12-ого. Струны стальные; в настоящее время с различными напылениями. Звук извлекается медиатором (специально вырезанной и особым образом заточенной пластинкой) или пальцем (pizzicato).
Существуют две разновидности домры: Трёхструнная, квартового строя: e1 a1 d2 Четырёхструнная, квинтового строя g d1 a1 e2
В.В. Андреевым, по аналогии с балалайкой, было создано целое семейство домр: Домра пикколо - h1 e2 a2 Домра малая - e1 a1 d2 Домра меццо-сопрановая - h e1 a1 Домра альтовая (альт) - e a d1 Домра теноровая (тенор) - H e a Домра басовая - E A d Домра-контрабас - 1E 1A D
Семейство четырёхструнных домр (конструкции Г. П. Любимова): Домра пикколо - c1 g1 d2 a2 Домра прима - g d1 a1 e2 Домра теноровая 4-струнная - G d a e1 Домра альт - c g d1 a1 Домра бас - C G d a
Домра контрабас 4-струнная 1E 1A D G
4-струнная домра появилась в 1908 году в процессе усовершенствования 3-струнной. Она имела квинтовый – скрипичный строй. По аналогии с 3-струнной было создано семейство 4-струнных домр. Благодаря конструктивным особенностям, 3-струнная домра по звучанию ярче своей 4-струнной сестры. В настоящее время в РФ исполнители в основном играют на 3-струнноых домрах. 4-струнные постепенно выходят из употребления. В оркестрах русских народных инструментов группа домр состоит из домры пикколо, малых домр, альтовых домр, басовых домр.
Домра малая, о которой собственно и идёт речь, стала в оркестре Андреева ведущим инструментом, как скрипка в симфоническом. Долгое время домра использовалась как ансамблевый ил оркестровый инструмент, хотя выделялись и отдельные виртуозы-исполнители, такие как А. Александров (впоследствии автор «Школы игры на трёхструнной домре»).
В 1926 году на рабфаке Московской консерватории был открыт класс домры, в конце 20-х годов в музыкальном училище им. Октябрьской революции открылся класс трёхструнной домры, готовивший специалистов для профессиональных оркестров русских народных инструментов. В 30-е годы классы домры были открыты в музыкальных техникумах, детских и вечерних музыкальных школах большинства областных центров страны. Этим было положено начало профессиональной подготовке исполнителей-домристов, педагогов, руководителей самодеятельных коллективов русских народных инструментов. В 40-х годах открылись отделения народных инструментов в музыкальных вузах. Таким образом, обучение на домре было введено в общую систему музыкального образования. Поскольку домра в то время была сравнительно молодым инструментом, ощущался недостаток репертуара. На новую ступень исполнительство на инструменте поднялось с появлением «Первого концерта для трёхструнной домры и оркестра», написанного в 1953 году Николаем Будашкиным. Композитор написал много оригинальных пьес и обработок народных мелодий для оркестра. Но его новое сочинение стало вехой на пути становления домры как солирующего концертного инструмента. Концерт дал возможность продемонстрировать конструктивно-технические возможности домры, богатство звучания, многообразие приёмом игры, виртуозность.
С этого концерта домра стала признанным концертным инструментом, наравне со скрипкой. Появился целый ряд блестящих виртуозов домристов, расширился репертуар, включающий как оригинальные произведения, так и обработки народных мелодий, переложения скрипичных, лютневых, гитарных произведений. Среди исполнителей особое, почётное место занимает мэтр домры, Александр Цыганков. Благодаря его творчеству исполнительство на домре поднялось на головокружительную высоту. Маэстро не только пропагандировал домру как сольный инструмент, но и написал множество произведений для домры. В настоящее время Александр Андреевич Цыганков, народный артист России, профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных, является кавалером ордена Дружбы и лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2008г. Он воспитал плеяду выдающихся домристов, занимается просветительской деятельностью, популяризацией домры и других народных инструментов. Его талант, трудолюбие, подвижничество в области музыкального исполнительства сделали домру популярной не только в России, но и за рубежом. Послушайте в исполнении Веры Махан обработку Александра Цыганкова цыганской песни «Мар дяндя». И совсем молодая, восходящая звёздочка Лиза Чернышова. Баццини «Хоровод гномов».
И совсем молодая, восходящая звёздочка Лиза Чернышова. Баццини «Хоровод гномов».
России есть чем гордиться: самобытный музыкальный инструмент, виртуозные исполнители, замечательные композиторы! А началось всё с неопознанного инструмента, пылившегося на чердаке дома в Вятской губернии и возрождённого великим русским патриотом Василием Васильевичем Андреевым.
_________________________________________________________________________________ [1] Левин С. Я. (1920) – советский музыковед. Кандидат искусствоведения (1951). В 1945 окончил оркестровое отд. Ленинградской консерватории (класс фагота А. Г. Васильева), в 1950 аспирантуру консерватории (муз. инструментоведение, рук. Л. Н. Раабен). В 1939-60 солист оркестра Ленинградского театра оперы и балета. С 1963 старший научный сотрудник сектора музыки Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. [2] Олеарий, Адам (настоящая фамилия – Ольшлегель, Олеарий – литинизированный вариант) – 1599-1671, известный немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик. [3] Вертков К. А. (1906-1972) – советский музыковед. Кандидат искусствоведения (1944). Окончил в 1930 этнографическое отделение Ленинградского университета, в 1941 - аспирантуру при Ленинградской консерватории (рук. С. Л. Гинзбург). В 1932-39 сотрудник сектора музыкальной культуры и техники Государственного Эрмитажа в Ленинграде. С 1946 заведующий сектором инструментоведения Ленинградского института театра и музыки (ныне Институт театра, музыки и кинематографии), с 1950 старший научный сотрудник этого института. [4] Фаминцын А.С. (1841-1896) – музыкальный исследователь и композитор. [5] Финдейзен Н. Ф. (1868—1928) – российский писатель, журналист, музыковед, издатель.
Источник: |