Вы можете самостоятельно включить / отключить плеер.
4 ноября 2014 года исполняется 50 лет со дня выхода в кинопрокат фильма «Фантомас». Для нынешнего поколения, выросшего на «Звёздных войнах», «Терминаторе», «Матрице», «Аватаре», нашумевший в своё время «Фантомас» покажется наивным, технически примитивным, но тем, кто в 60-х был ещё детьми, помнится бум в кинотеатрах. Ходили смотреть по несколько раз. С замиранием сердца ждали эпизода, в котором неистощимый креативщик преступного мира взлетит на своём автомобиле. Это было нечто!
Кто такой Фантомас, откуда он появился на экране? Оооо, ему более ста лет. Появился он в 1911 году на страницах романов М. Аллена и П. Сувестра. Французские журналисты Пьер Сувестр и Марсель Аллен, юристы по образованию, получили заказ от издателя А. Файара написать роман о гениальном неуловимом преступнике. Первый роман назывался «Фантомас» и стал отправной точкой целой серии книг о преступнике века. Авторы работали не покладая рук, и каждый месяц выдавали по книге. К 1913 году ими было написано 32 романа. После смерти П. Сувестра в 1914 году М. Аллен написал 11 романов самостоятельно, продолжив серию. Итого 43 романа.
Романы имели шумный успех, и неудивительно, что кинематографисты обратились к книгам Аллена и Сувестра. В 1913-14 гг. вышел в свет немой сериал из 5 фильмов режиссёра Луи Фейада (Франция) киностудия Гамон в жанре детектива
Впоследствии к сюжету о Фантомасе обращались
Эдвард Седжвик, США, фокс (1920) – 20 эпизодов, немой, приключения,
Пол Фейош, Франция Производство Браунбергер-Ричеб Студия (1931) – «Фантомас», звуковой, триллер, криминал
Эрнст Моэрман, Бельгия (1937) – «Мсье Фантомас», немой, сюрреализм
Жан Саш?а, Франция (1946) – «Фантомас», детектив, криминал
Робер Вернэ, Франция, Latino Consortium Cinema (1949) – «Фантомас против Фантомаса», триллер, детектив
Андрэ Юнебель совместное производство: P.A.C., Societe Nouvelle des Etablissements Gaumont (SNEG), Produzioni Cinematografiche Mediterranee, P.C.M. FIlm (Италия) (1964) – «Фантомас», комедия, криминал, приключения
Андрэ Юнебель совместное производство: P.A.C., Societe Nouvelle des Etablissements Gaumont (SNEG), Produzioni Cinematografiche Mediterranee, P.C.M. FIlm (Италия) (1965) – «Фантомас разбушевался» комедия, криминал, приключения
Андрэ Юнебель совместное производство: P.A.C., Societe Nouvelle des Etablissements Gaumont (SNEG), Produzioni Cinematografiche Mediterranee, P.C.M. FIlm (Италия) (1967) – «Фантомас против Скотланд Ярда» комедия, криминал, приключения
Хуан Луис Бунюэль, Клод Шаброль совместное производство Antenne 2 (Франция) и Hamster Films (Германия) (1979) – «Фантомас» 4 серии, триллер, детектив, хоррор
А.Кагадеев, Н.Копейкин (2007, независимая студия «НОМфильм» Россия) – «Фантомас снимает маску», фильм-пародия
Что известно об этом гнусном типе? Родился в 1867 году. На его прошлом – пелена тумана. Можно лишь с уверенностью сказать, что его предки были европейцами. Фантомасом он стал называться в 1892 году, когда был известен как эрцгерцог Хуан Норт. В этом же году у него родился сын Владимир.
В 1895 году Фантомас стал во второй раз отцом. Во время посещения Индии от связи с европейской женщиной у него родилась дочь Элен.
Затем жил в США, в Мексике.
Под именем Гурн (Гарн, Герн в зависимости от переводчиков) в 1899 участвовал во Второй Бурской войне. Сначала в звании сержанта, в конце войны – адъютант лорда Эдварда Бельтама. Влюбился в его жену. По возвращению в Европу их связь была обнаружена лордом, и тот был убит Фантомасом. Собственно после этих событий и разворачиваются действия самого знаменитого, культового фильма о гении преступного мира. Я имею в виду трилогию Андрэ Юнибеля: «Фантомас», «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотлад Ярда». Первый фильм вышел в прокат 4 ноября 1964 года во Франции, в СССР зрители увидели фильм летом 1967 года. Это был бум. Фильм «Фантомас» посмотрели 45,5 миллионов зрителей, «Фантомас разбушевался» – 44,7 миллиона, «Фантомас против Скотланд-Ярда» – 34,3 миллиона зрителей. Советские зрители по несколько раз ходили на каждый фильм, в кинотеатрах были очереди за билетами.
Юнибель из детектива, полного жестоких убийств, сделал комедию, сохранив всех персонажей литературного произведения. Следуя законам жанра, книжные образы главных героев Аллена и Сувестра получили несколько другие характеристики.
Так журналист Фандор выступает оппонентом комиссара Жюва, тогда как в романах они были друзьями, готовыми прийти на помощь друг другу, не раз рисковавшими для этого жизнью.
Жюв у Аллена и Сувестра – талантливый детектив, ведущий борьбу с преступником, одно имя которого приводило в ужас не только граждан Франции, но и всей Европы.
Юнибель превратил комиссара в недалёкого служаку, тупоголового и трусоватого сыщика.
Элен, подруга Фандора, в книжном варианте была дочерью Фантомаса.
На экране образ журналистки стал собирательным, соединив в себе черты нескольких возлюбленных смелого журналиста, с которыми у него были отношения на протяжении всей серии книг.
Леди Бельтам из одного из главных персонажей романа превратилась в «роль второго плана». В романах это очень противоречивый образ: страстно любящая женщина становится подельницей Фантомаса в его преступлениях; и в то же время она терзается своей ролью пособницы, испытывает ужас от жестокости преступлений своего любовника.
Пытаясь порвать с ним связь, она несколько раз скрывалась от Гарна, но вновь возвращалась, сгорая от ревности к новым пассиям своего возлюбленного. В конце концов женщина покончила жизнь самоубийством. В фильме это просто красивая женщина, игрушка Фантомаса, но ревностно пресекающая попытки любовника обзавестись новой пассией.
Возможно, создатели кинотрилогии были правы, сделав выбор в пользу комедии, потому что французы считали Фантомаса позором нации. Благодаря режиссёру Андре Юнибелю и сценаристам Жану Алену Пьеру Фуко образ короля преступного мира стал более симпатичным и менее кровожадным и даже вызывающим восхищение.
Я прочитала все 14 книг о Фантомасе, переведённые на русский язык, и скажу вам, уважаемые читатели, что если бы нашёлся человек, пожелавший экранизировать романы, педантично следуя литературному источнику, то это был бы жуткий сериал.
Для своего времени трилогия А. Юнибеля была прорывом в кинематографе. Кроме блистательного актёрского дуэта – Жан Маре и Луи де Фюнес – фильм изобилует спецэффектами. Чего стоят маски Фантомаса!
Перевоплощаясь в своих жертв, он меняет не только лицо, но и цвет зрачков.
А его основная, скрывающая истинное лицо, синяя, с прорезями для глаз и рта, обтягивающая маска, делает персонаж похожим на инопланетянина.
Помню, какой шок и затем восторг зрителей вызывал взлетающий во время погони автомобиль в фильме «Фантомас разбушевался».
Это вам не дрондулет из бочки в «Кавказской пленнице».
В кинотрилогии много фантастических для того времени гаджетов.
Система слежения, пульт управления в бункере Фантомаса.
Дистанционный пульт управления
Радиоуправляемая машинка-взрыватель
И самый интересный, на мой взгляд, гаджет, который тогда удивил зрителей, но прошёл как-то вскользь, остался непонятым.
Да-да, не что иное, как ноутбук. И это в 1966 году!
Наверное, благодаря сюжету, фантастическим изобретениям, советская публика восприняла фильм на полном серьёзе, хотя зал часто сотрясался от дружного смеха. Фильм смотрели по многу раз и с удовольствием пересматривали, освежая память перед выходами следующих частей. Люди знали, что Юнебель снимает продолжения, так как мировой прокат первого фильма превзошёл ожидания создателей. Фильм имел и огромный коммерческий успех. Но… Как всегда в случае большого успеха, бывает но. Раздавались голоса критиков, что своими фильмами о гении преступного мира Юнебель порочит французский кинематограф на весь мир. И режиссёр, планирующий снять очередную серию, отказался от продолжения. Пожалуй, он принял мудрое решение. Невероятно сложно продержаться на том потрясающем уровне, который был задан первым фильмом. Уже в картине «Фантомас против Скотлад Ярда» наблюдается некоторый спад накала: появляются скучные затянутые эпизоды и тупость Жюва начинает надоедать. Три части – на мой взгляд, оптимальное количество для комедии, чтобы стать культовым фильмом.
В 1979 году при совместном производстве Antenne 2 (Франция) и Hamster Films (Германия) вышел сериал «Фантомас», состоящий из 4 серий. Фильм снят серьёзно, добротно, в соответствии с сюжетными линиями романов М. Аллена и П. Сувестра. Сериал показался мне скучным, несмотря на хорошую игру актёров. Хорошую, но не более. И в первую очередь мне не понравился актёр, сыгравший заглавного героя.
Хельмут Бергер – красавец мужчина, сексуальный и вместе с тем какой-то не от мира сего. Если таким был Фантомас, то я, как женщина, вполне могу понять несчастную Леди Бельтам. Весь фильм не ужасаешься изощрёнными преступлениями этого мерзавца, а с нетерпением ждёшь его появления в кадре.
Мировая слава трилогии Юнебеля, видимо, не давала покоя современным французским кинематографистам. Существовал проект съёмки римейка с участием Венсана Касселя и Жана Рено в главных ролях. Но проект так и остался проектом.
Что хочу пожелать читателям? В год 50-летнего юбилея выхода фильма на киноэкраны посмотрите его, если не смотрели. Пересмотрите, если видели в детстве. И получите массу удовольствия.
Бонус для тех, кто дочитал до конца
Источник: |