Среди
исторических городов Российской Федерации Ярославль занимает одно из видных
мест. Древнейший на Волге, богатый самобытными памятниками архитектуры и
живописи, родина русского национального театра – Ярославль внес значительную
лепту в отечественную историю и культуру. Особенно
богат город памятниками архитектуры. Он – один из немногих областных центров
России, где сохранились в значительном количестве постройки почти всех стилей
русского зодчества последних пяти столетий.
В Ярославле
каменное строительство стало развиваться с начала XIII века – в это время город
превратился в столицу удельного княжества. Два первых каменных собора –
Успенский и Спасо-Преображенский – не сохранились. Ордынское
нашествие прервало блестящее развитие Ярославля. В 1238 году город был взят
приступом, сожжён и разорен ордами Батыя.
Лишь со
второй половины XIV века в русских землях начинается новый подъем культуры,
связанный с освобождением от ордынского владычеств и воссоединением русских
земель. Присоединение
Ярославля к Москве дало новый мощный импульс развитию его культуры и искусства,
которое теперь могло осуществляться в русле единого Московского государства. В
конце XIII – начале XIV веков на Руси возобновляется каменное зодчество.
Получили новое развитие местные архитектурные школы. В основном возводились культовые здания и
крепости.
XVII век
явился самой блестящей эпохой в истории развития Ярославля. В 1612 году,
во время польской интервенции, в течение четырех месяцев, пока народное
ополчение, возглавляемое К. Мининым и Д. Пожарским, находилось в Ярославле,
город фактически являлся столицей Русского государства. Здесь существовало
временное правительство, был создан монетный двор, выпускающий деньги с
обозначением места их чеканки. Ярославское купечество явилось инвестором
народного ополчения.
Все эти
события не прошли бесследно для
Ярославля. Наиболее значительные торговые люди города при раздаче льготных
грамот в 1623 году были включены в разряд самой привилегированной части
купечества – «государевых гостей». Получив от Михаила Романова налоговые
льготы, ярославское купечество быстро богатело, и на их средства в начале XVII
века после столетнего перерыва начинают возводиться каменные храмы.
Но небывалый
размах каменное строительство в Ярославле приобрело в 70-80 годах XVII века.
Тогда же переживало расцвет прикладное искусство: керамика, резьба, чеканка,
позолота и особенно монументальная живопись. То был поистине «золотой век»
ярославского зодчества. В этот период почти каждый год появлялась новая
церковь, а в иные годы освящалось сразу по нескольку храмов. В XVII веке в
Ярославле сложилась самобытная школа культовой архитектуры и живописи –
самостоятельная ветвь многогранного русского искусства.
Самые разные
путешественники, посещавшие Ярославль, отмечали великое число церквей в нем и
их красоту. Поэт К. К. Случевский в заметках о пребывании в городе великого
князя Владимира Александровича в 1885 году писал: «Если в Москве храмов много,
то в Ярославле их еще больше, и они поражают глаз, как блестящее осенение
города».
Ярославские
церкви на протяжении веков являлись предметом гордости горожан. Сложившийся в
первой половине XVII века тип местного храма принципиально отличался от
современных ему московских построек. В
противоположность им – это крупное крестово-купольное здание, четырехстолпное и
пятиглавое, с трехапсидным алтарем и без трапезной, т.е. храм соборного типа.
Высокие световые барабаны с большими
луковичными главами по своим размерам нередко достигали половины общей высоты
здания, а иногда и превосходили своей высотой основной объем здания, что
усиливало его силуэт.
В отличие от
ярославского столичный тип храма имел относительно небольшое основное
помещение, размеры его увеличивала примыкавшая с запада трапезная. Совершенно
новую трактовку получили в ярославских храмах и галереи, являясь своего рода
крытыми папертями. На восточных концах галерей-папертей обычно стояли небольшие
придельные храмики. Перед главным, западным, и боковыми входами в храм у
галерей устраивались крыльца. Общую
живописность объемной композиции усиливала ярусная или шатровая колокольня,
встроенная в северо-западный угол галерей или поставленная отдельно. Во внешнем
облике ярославских церквей необходимо подчеркнуть нарядность декоративного
убранства их фасадов.
АНСАМБЛЬ
В КОРОВНИКАХ
Это одно из
самых ярких произведений ярославской школы культовой архитектуры на первом
этапе ее развития. Сооружался он на протяжении нескольких десятилетий не одним
поколением ярославских зодчих. Глядя окнами
прямо на Волгу, встали вряд над спуском к реке церкви Иоанна Златоуста и
Владимирской Божьей матери. Между ними – ворота под невысокой ярусной башенкой,
из-за которой поднимается изумительная колокольня.
Слева –
церковь Владимирской Богоматери, справа – церковь Иоанна Златоуста.
Первое
сооружение этого комплекса – церковь Иоанна Златоуста - построена на средства
посадских людей Ивана Фадеева и Федора Федорова Неждановских в 1654 году. Теплая
церковь, предназначенная для службы в зимнее время, и колокольня – сразу
задуманы стоящими отдельно и возведены позже. Церковь Владимирской Богоматери
была возведена в 1669 году на средства прихожан. Уже в самой композиции была заложена
идея ансамблевости.
Церковь Иоанна
Златоуста строго симметрична по оси восток – запад. С боков, тесно прижавшись к
основному зданию, взметнулись над небольшими приделами высокие шатры. Но тяга
русских зодчих к устремленности ввысь (высота понималась как синоним красоты)
побудила их значительно повысить барабаны и главы, особенно среднюю.
Центральный барабан с главой (21м до креста) значительно превосходит высоту
самого объема церкви (15м). Здание стало своеобразным постаментом гигантского
пятиглавия. Устремленность
храма ввысь усиливают шатры приделов. Такой композиционный прием, обогативший
силуэт храма, стал характерным для последующего этапа ярославского культового
зодчества.
Пропорции
здания выдержаны почти точно в соотношениях Золотого сечения. В отличие от
западноевропейских средневековых архитекторов русские зодчие всегда старались
немного отступить от строго-геометрических пропорций Золотого сечения. Здание
немного ниже, боковые купола немного выше, чем это требовалось по Золотому
сечению. Это не случайность или неточность, а огромное художественное чутье, зодчего,
позволившее тем самым избежать геометрической сухости и придавшее всему
сооружению неуловимую прелесть
Второй храм
ансамбля – церковь Владимирской Богоматери расположена по одной линии с
церковью Иоанна Златоуста на некотором отдалении от нее и также обращена
восточным фасадом на Волгу. Возведена в 1669 году. Владимирская церковь служила
теплым (зимним) храмом прихода, но ее значительные размеры (18×30м при высоте
34м) не соответствуют функциональному назначению. Крупные размеры Владимирской
церкви продиктованы лишь интересами ансамбля: объем ее куба с высоким
пятиглавием примерно равен объему основного куба церкви Иоанна Златоуста. Эти
два храма предопределили симметрию всей композиции, по центральной оси которой
в дальнейшем была поставлена главная вертикаль ансамбля – шатровая колокольня.
Высокая
(37м), за стройность и гармоничность пропорций названная народом «ярославской
свечой».
Со стороны
реки обе церкви композиционно объединяет невысокая ограда, с небольшими
арочными проходами (едва в рост человека).
Святые
ворота венчает легкая и изящная ярусная башенка в стиле «нарышкинского (московского)
барокко». Ворота были построены уже в конце XVII века.
И нарочно
приниженная ограда, и ворота, благодаря гениальной интуиции зодчих,
подчеркивают величие храмов, что особенно ощущается с Волги.
ХРАМОВЫЙ
КОМПЛЕКС НИКОЛЫ МОКРОГО
Современники
были настолько поражены церковью Иоанна Златоуста, что в Ярославле, в западной
части города, в Спасской слободе в 1665 году был заложен храм Николы Мокрого,
повторяющий основные композиционные черты Иоанна Златоуста вплоть до «мятежных»
шатров над боковыми приделами.
Строительство
храма велось на средства купцов Астафия Лузина
и Андрея Лемина, посадских людей Федора Выморова и Стефана Тарабаева. Наименование
Церкви Николы Мокрого, по одной версии, пошло от сырого, топкого места на
берегу Которосли, на котором стоит храм, по другой – от особого покровительства
Николая Чудотворца терпящим бедствие на воде. (Существует предание о чудесном
Спасении тонущих в реке Которосли детей напротив этого храма).
Храм Николы
Мокрого был только упрощенной копией Коровниковского храма. Крупный объем его
(куб в плане 18×25м при высоте 37м) превосходит своими размерами церковь Иоанна
Златоуста. Заказчикам, видимо, хотелось поразить ярославцев грандиозностью
своего сооружения. Но к симметричной схеме прототипа они приставили с
северо-западного угла колокольню, не уступающую по своим размерам колокольне
церкви Ильи Пророка (См. рисунок ниже). Эта попытка
соединить в одном храме две принципиально отличные схемы объемной композиции
ярославского культового зодчества – ассиметричную (Ильи Пророка) и симметричную
(Иоанна Златоуста) – очевидно, и предопределило относительную неудачу зодчих.
Композиция далека от совершенства, не производит впечатления целостности.
Четырнадцать
лет спустя, в 1686 году, заложили зимнюю Тихвинскую церковь того же прихода
Николы Мокрого. Строительство велось на средства детей Астафия Лузина.
Предельно
проста и скромна. К подчеркнуто скромному, маленькому белокаменному храму
пристраивают нарядное крыльцо, увенчанное шатром и сплошь покрытое ковром
изразцов.
Такое же
крыльцо было пристроено и к церкви Николы Мокрого.
Так сложился
своеобразный ансамбль, а Никола Мокрый приобрел новый, свой собственный облик.
Пять шатров,
12 глав, сочетание больших и малых объемов, яркие, собранные в большие пятна
ковры изразцового декора – все это превратило ансамбль Николы Мокрого в одно из
величайших достижений ярославского зодчества.
АНСАМБЛЬ
ТОЛЧКОВСКОЙ СЛОБОДЫ
Самым
звучным аккордом в симфонии ярославского культового зодчества XVII столетия,
бесспорно, стал ансамбль церкви Иоанна Предтечи в Толчковой слободе, поражающий
своими размерами и исключительным силуэтом. Еще большее, неизгладимое
впечатление оставляет памятник, когда, подойдя к нему поближе, вглядишься и
вдруг поймешь, что здесь над Которослью в третий раз повторяется каменная
сказка, впервые сложенная внизу, где Которосль впадает в Волгу. Иоанн Златоуст
в Коровниках, Никола Мокрый и Толчковский храм Иоанна Предтечи – три
вдохновенных всплеска одной и той же струи ярославского зодчества. Это
подтверждает композиция ансамбля, размещение его объемов.
Здесь так
же, как и в ансамбле Иоанна Златоуста,
было два храма (летний и зимний), отдельно стоящая колокольня между ними и
невысокая ограда со Святыми воротами. Зимняя церковь не сохранилась, утрачена и
большая часть ограды. В настоящее время ансамбль состоит из летнего храма,
колокольни и Святых ворот.
Церковь Иоанна
Предтечи является самым крупным и самым богато украшенным храмом Ярославля.
В плане
повторяет симметричную композицию церкви Иоанна Златоуста, но значительно
превосходит ее по размерам (20×28м при высоте центральной главы 45м). Так же,
как и Златоустинская, церковь Иоанна Предтечи четырехстолпная, пятиглавая, с
двумя симметричными приделами.
Создатель
Толчковского храма отказался от шатров над приделами. Хотя именно шатры были
наиболее выразительными элементами в композиционном замысле прототипа. Зодчий
пошел дальше. Наперекор всему, созданному до него, сравнял высоту приделов со
средним кубом храма, да еще подчеркнул это слияние, придав всем апсидам
одинаковую высоту. Казалось бы,
из-за этого немыслимо зрительно выявить подчиненное положение приделов по
отношению к главному храму. Но зодчий одной великолепной, небывалой выдумкой
устранил это нарушение канона. Рядом с мощным пятиглавием среднего главного
храма он совершенно неожиданно поднял над приделами тоже по пятиглавию.
Подчеркнув
подчиненное значение приделов малыми размерами их пятиглавий, художник поставил
главки так тесно, что они сливаются в одну общую многообъемную фигуру. Это
изумительное завершение придает всей композиции предельную ясность и
музыкальную выразительность. Нигде в русской архитектуре нет ничего подобного.
Этот оригинальный прием применен в Ярославле впервые и значительно обогатил
композицию и силуэт храма, сделав его 15-тиглавым.
Здесь мы
вновь встречаемся с бунтом таланта против мертвящих канонов. По церковным
правилам наибольшее допустимое число куполов – 13, они символизируют Христа и
12 апостолов. Пятнадцать куполов ничего не символизировали. А здесь, в
Ярославле, рядом с Ростовской митрополией такая дерзость была допущена, видимо,
лишь потому, что в то время митрополитом был знаменитый создатель ростовского
кремля Иона Сысоевич, большой любитель и знаток архитектуры. Лишь этим
случайным обстоятельством можно объяснить попустительство церковных властей.
Так и сохранились до нас все 15 глав.
Все сооружение
так богато и нарядно, что даже изощренная форма главы вписывается в общее
декоративное убранство церкви, что является другой отличительной чертой Иоанна Предтечи.
В XVII –
золотом – веке Ярославля, подарившем городу более пятидесяти
каменных храмов, сложилась самобытная ярославская школа культовой архитектуры –
яркая и последняя страница в истории древнерусского зодчества.
Архитектура
Ярославля, представляющая почти все стили русского зодчества последних пяти
столетий, своеобразна и многогранна. В городе насчитывается более 800
памятников истории и культуры, 360 из них находятся на государственной охране. Решением 29-го конгресса
комитета всемирного наследия при ЮНЕСКО 15 июля 2005 г Ярославль был включен
в список памятников всемирного культурного и природного наследия.
В статье использовались материалы:
- Маров, В. Ф.
Ярославль. Архитектура и градостроительство/ В. Ф.
Маров. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000. – 216с.
- Раков, М. А.
Каменная сказка. Сокровища древнерусской архитектуры Ярославской области / М.
И. Раков. – Ярославль: Верхне - Волжское книжное издательство, 1965. – 236с.
- Рутман, Т.
А. Храмы и святыни Ярославля:
историко-краеведческое издание / Т. А. Рутман. – Ярославль: Издательство
Александра Раутмана, 2005. – 671с.
- Ярославль.
Памятники архитектуры и искусства: альбом / составитель В. П. Выголов. – М.:
Советская Россия, 1985. – 327с.
Источник: |